По данным исследования немецкой консалтинговой компании SCI Verkehr, глобальный рынок железнодорожной техники, технологий и услуг в 2023 г. впервые преодолел уровень 200 млрд евро и в следующие 5 лет прогнозируется его 4 %-ный ежегодный рост.
Содержание
Консалтинговая компания SCI Verkehr ко времени проведения международной выставки InnoTrans 2024 подготовила исследование с оценкой прогнозов роста мирового рынка железнодорожной продукции (рис. 1). Результаты этого исследования свидетельствуют, что за последние 2 года удалось ликвидировать или, по крайней мере, сгладить последствия сбоев в цепочках поставок и всплеска цен на энергоносители.
Общие тенденции
Самые серьезные изменения на транспорте в настоящее время связаны с цифровизацией технологических процессов и транспортных логистических цепочек в целом, которая является драйвером высоких темпов роста в секторе системных технологий. В следующие 5 лет рост в этом секторе цифровых технологий продолжится со среднегодовым темпом 4,6 %, опережающим темпы роста на сложившихся рынках железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава (рис. 2).
Создание новых рельсовых систем, особенно в странах Ближнего Востока, сопряжено с обеспечением соответствия современным стандартам, в том числе для технологических операций с высоким уровнем цифровизации. Реконструкция существующих сетей с внедрением цифровых систем, напротив, сопряжена со значительными затратами времени и финансов в определенной степени потому, что выполняется без закрытия линий для перевозок.
На китайском рынке, по‑прежнему крупнейшем в мире, рост наблюдается только в секторе послепродажных услуг. Его уравновешивает стабильный рост выпуска новой продукции в других регионах мира, в частности в Индии и странах Ближнего Востока.
Геополитическая нестабильность провоцирует усиление протекционизма в железнодорожной промышленности. Так, в последние годы значительно уменьшился объем национальных рынков, доступных для международных компаний. Признаков изменения этой тенденции пока не наблюдается.
Создание транспортных систем в рамках проектов нового строительства имеет очевидные преимущества с точки зрения использования инновационных цифровых решений. На этапе их проектирования в такие системы могут закладываться функции автоведения и управления движением поездов по радиоканалу, искусственного интеллекта и т. п. Мероприятия по наращиванию пропускной способности эксплуатируемых систем требуют более значительных инвестиций. Использованные в них технологии, как правило, устарели и препятствуют внедрению решений, необходимых для повышения эксплуатационной готовности и безопасности, не говоря уже об увеличении пропускной способности. Модернизация таких систем сопряжена с решением комплексных задач, реализуется поэтапно и более медленными темпами по сравнению с внедрением современных технологий на новых линиях.
Несмотря на заметные успехи в осуществлении некоторых пилотных проектов и примеры стабильной эффективной работы автоматизированных линий на метрополитенах мира, реализация режима беспилотного движения на магистральных железнодорожных линиях отодвигается на более далекую перспективу вследствие необходимости крупных инвестиций.
В Европе оснащение подвижного состава бортовым оборудованием европейской системы управления движением поездов ETCS и создание инфраструктуры этой системы являются важными предпосылками для цифровизации железных дорог. Однако завышенные ожидания пока не подкреплены реальными результатами. Особую проблему представляет собой дооснащение бортовым оборудованием ETCS эксплуатируемого подвижного состава и недостаток производственных мощностей для выполнения этих работ.
Китай в последние десятилетия выступал в роли драйвера роста железнодорожной промышленности и сохраняет лидирующую позицию в мировом рейтинге с объемом национального рынка около 40 млрд евро (рис. 3). При этом рост генерируется сейчас в большей степени сектором послепродажных услуг, чем продажами новой техники.
Что касается всего азиатского рынка, оцениваемого в целом величиной 69,3 млрд евро, то на нем особенно заметен рост Индии. В этой стране развитие железных дорог получило мощную политическую поддержку. Индия, занимающая третью позицию после Китая и России в поставках новой техники, заключает контракты с международными промышленными компаниями, которые привлекают к выполнению заказов местные предприятия.
В регионе Африки и Ближнего Востока, самом быстрорастущем в мире, настроены на достижение темпов ежегодного роста рынка в размере до 8 % в следующем пятилетии. Сейчас объем этого рынка сравнительно невелик — 7,7 млрд евро. В странах Ближнего Востока реализуется ряд проектов строительства рельсовых систем, причем по самым высоким стандартам. Это обязывает поставщиков отвечать на спрос предложениями с инновационными технологиями.
Европейский рынок, стоимость которого в настоящее время оценивается величиной 67,2 млрд евро, до 2028 г. ожидает рост с годовым темпом 5,4 % благодаря масштабным инвестициям в модернизацию и развитие существующих железных дорог и значительной потребности в наращивании пропускной способности как систем городского рельсового транспорта, так и высокоскоростных линий.
Грузовые перевозки
Драйвером роста в секторе грузовых железнодорожных перевозок стало быстрое восстановление национальных экономик после пандемии COVID-19, рост спроса на сырье и развитие торговых связей. После всплеска активности в допандемийный период и последовавшего затем резкого спада в 2020 г. наблюдался стабильный рост грузовых перевозок в 2021 и 2022 гг. Однако в 2023 г. рост сменился стагнацией.
На страны Азии, СНГ и Северной Америки приходится 87 % глобального рынка грузовых перевозок. При этом азиатские страны опережают любой другой регион, их доля составляет почти 40 % мирового грузооборота. Азия и в следующем пятилетии сохранит лидирующие позиции с годовым темпом роста 2,8 %.
В регионе Африки и Ближнего Востока есть основания для прогнозирования и более высоких темпов роста в секторе грузовых перевозок благодаря появлению новых проектов. Хотя надо учитывать, что этот сектор рынка в регионе только начинает развиваться.
Европейский рынок грузовых железнодорожных перевозок, напротив, по крайней мере с 2023 г. находится в фазе структурного кризиса, выход из которого возможен только за счет значительного повышения эффективности и усиления конкуренции между операторами. Для такого развития важным условием является наличие политической поддержки железных дорог.
Электрификация
Развитие грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок будет играть критически важную роль в достижении целей в борьбе с изменениями климата применительно к транспортному сектору, который остается вторым по значимости источником загрязнения — на него приходится почти четверть выбросов парниковых газов. При этом, по данным Международного энергетического агентства, доля рельсового транспорта в эмиссии парниковых газов составляет только 1 %. Тем не менее большое внимание придается декарбонизации железнодорожного транспорта, в частности сокращению использования дизельного топлива.
Ключевым фактором на этом направлении является электрификация. Рынок соответствующей продукции для проектов нового строительства и модернизации действующих систем будет расти, по прогнозам, с годовым темпом 5,8 % до 2028 г. В Азии в последнем десятилетии достигнут заметный прогресс в этой области, что способствовало повышению эффективности эксплуатации. В Китае при протяженности сети железных дорог, равной 160 тыс. км, доля электрифицированных линий приближается к 75 %. В Индии выполняются планы по электрификации всех 68 тыс. км эксплуатируемых в стране линий.
В Европе электрифицировано порядка 54 % железных дорог. Цели по увеличению темпов электрификации, заданные в ряде стран, например в Великобритании и Германии, пока не достигнуты. Такие проекты требуют существенных затрат времени и финансов. К тому же перевод на электрическую тягу ряда линий не всегда оправдан экономически. Тем не менее этот сектор рынка в Европе растет с темпом около 8 % в год.
В Северной Америке на электрифицированные линии приходится только 2 % из 260 тыс. км эксплуатируемых железных дорог. В ближайшие годы существенного изменения ситуации не прогнозируется.
Для сетей с тяжеловесным движением и перевозками больших объемов грузов на дальние расстояния железнодорожная промышленность разрабатывает технические решения, которые позволят в будущем заменить тепловозную тягу. Однако пока нет оснований рассчитывать, что в ближайшей перспективе использование локомотивов с тяговыми аккумуляторами, а также работающих на сжиженном природном газе или водородных топливных элементах позволит полностью отказаться от тепловозов. Пока в некоторых странах проходят испытания опытных локомотивов, построенных отдельными компаниями.
Что касается пассажирского подвижного состава, здесь прогресс очевиднее, и в ближайшие годы ожидается значительный рост рынка подвижного состава с питанием от альтернативных источников энергии. Однако важно отметить, что такой подвижной состав стоит дороже, но не дает особых эксплуатационных преимуществ.
Ориентация многих стран мира на стратегию устойчивого развития ставит перед железнодорожной промышленностью задачи в таких областях, как экономия энергии в энергоемких производственных процессах и технологиях эксплуатационной деятельности, переход на возобновляемые источники энергии, применение при строительстве инфраструктуры материалов, отвечающих принципам устойчивого развития на протяжении всего жизненного цикла (от добычи сырья до утилизации), вместо таких углеродоемких материалов, как сталь, алюминий и бетон.
Протекционизм
Запущенный в 2022 г. процесс изоляции российского рынка железнодорожной техники и технологий в последующие 2 года усилился масштабными санкциями. Уход европейских и североамериканских компаний привел к сокращению выпуска продукции и объема услуг по техническому обслуживанию, особенно в части современных и высокопроизводительных компонентов. Этот дефицит к настоящему времени в основном компенсирован продукцией отечественных предприятий или импортом из стран Азии. Российская железнодорожная промышленность укрепила свои позиции с точки зрения объема выполнения заказов.
В других регионах мира также отмечается усиление внимания к местному производству для ослабления зависимости от глобальных изготовителей. Показательный пример в этом отношении представляет решение Германии о вводе запрета на использование компонентов китайских компаний Huawei и ZTE в сетях 5G с конца 2026 г. Аналогичные меры в последние годы приняты еще в 11 европейских странах, включая Великобританию, Францию, Италию, Швецию и Данию.
Компания CRRC Qingdao Sifang Locomotive (входит в состав корпорации CRRC) отозвала заявку на участие в повторном тендере на поставку 20 пассажирских поездов локомотивной тяги стоимостью около 610 млн евро в Болгарию через месяц после того, как Еврокомиссия объявила о начале детального расследования масштаба господдержки китайской компании в соответствии с принятыми в середине 2023 г. новыми европейскими правилами.
Лидеры рынка
Корпорация CRRC с доходами порядка 20 млрд евро остается крупнейшим поставщиком железнодорожной техники и технологий на мировом рынке, несмотря на замедление роста доходов (рис. 4). Некоторое увеличение экспорта не компенсирует в полной мере потери, связанные со спадом на внутреннем рынке. Прогнозируется сохранение этой тенденции в ближайшие годы.
Вторую позицию в мировом рейтинге компаний занимает Alstom, которая в 2023 г. заработала 17,5 млрд евро и имеет все основания рассчитывать на сохранение достигнутого положения. Высокий потенциал компании обусловлен ее присутствием в разных секторах рынка — инфраструктуры, комплексных систем и подвижного состава, тогда как CRRC специализируется преимущественно на разработках и выпуске подвижного состава.
Компании Hitachi Rail и Wabtec благодаря серии приобретений выдвинулись на четвертое и пятое места соответственно вслед за компанией Siemens. Компания Hitachi Rail в мае 2024 г. завершила процесс поглощения бизнес-подразделения Ground Transportation Systems (GTS) французской компании Thales. GTS входит в число крупнейших игроков на рынке ЖАТ. Стоимость сделки составила 1,66 млрд евро. Теперь японская компания присутствует в 51 стране мира, а основным источником ее доходов становятся высокорентабельные проекты в сфере управления движением поездов. По итогам 2023 г. оборот Hitachi Rail впервые достиг 7,3 млрд евро. Wabtec в последние 2 года демонстрировала стабильный рост доходов, особенно в восстанавливающемся грузовом сегменте североамериканского рынка.
В топ-10 крупнейших поставщиков на мировом рынке в 2024 г., как и 2 года назад, входит только один изготовитель грузовых вагонов. Это — компания Greenbrier, сумевшая подняться на одну позицию в рейтинге.